Новости

<< Все новости

О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ДЕКРЕТА №3

Опубликовано: марта 15, 2017

В связи с поступлением в Конституционный Суд Республики Беларусь электронных обращений граждан о проверке конституционности Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет), а также о возбуждении производства по делу об исключении коллизий в правовом регулировании Конституционный Суд Республики Беларусь сообщает следующее.

1. В силу части четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь и статьи 114 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» предложение о проверке конституционности нормативного правового акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В Республике Беларусь для граждан установлен косвенный доступ к конституционному правосудию. Граждане, полагающие, что их права, свободы и законные интересы нарушаются примененным в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции нормативным правовым актом, вправе обратиться с инициативой о проверке конституционности этого нормативного правового акта к вышеуказанным уполномоченным органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.

Рассматривать вопросы о конституционности нормативных правовых актов по собственной инициативе и на основании обращений граждан Конституционный Суд не уполномочен.

Таким образом, возбуждение Конституционным Судом производства по делу о проверке конституционности Декрета и дача заключения о его соответствии Конституции возможны только в случае внесения соответствующего предложения уполномоченным органом.

Порядок направления инициативных обращений уполномоченным органам для внесения соответствующего предложения в Конституционный Суд определяется главой 5 Закона «О конституционном судопроизводстве», а также законодательными актами, закрепляющими правовой статус органов, наделенных правом внесения в Конституционный Суд соответствующих предложений, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

2. Обращения, содержащие информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности, рассматриваются Конституционным Судом в соответствии с главой 24 Закона «О конституционном судопроизводстве» и главой 10 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь.

В результате изучения вопросов, поставленных в обращениях, в соответствии со статьей 158 Закона «О конституционном судопроизводстве», пунктами 49, 51 Регламента Конституционного Суда пробелов, коллизий и правовой неопределенности, имеющих конституционно-правовое значение и являющихся основанием для возбуждения Конституционным Судом производства по делу, не выявлено.

3. Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.

Оценивая конституционность законов, предусматривавших внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (в части отнесения сбора на финансирование государственных расходов, введенного Декретом, к республиканским налогам, сборам (пошлинам)) и в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (в части закрепления административной ответственности за неуплату или неполную уплату указанного сбора), Конституционный Суд пришел к выводу, что такое правовое регулирование основывается на положениях статей 56 и 133 Конституции и направлено на исполнение обязанности платить законно установленные налоги, пошлины и иные платежи. Уплата налогов, пошлин и иных платежей является безусловным требованием государства, вытекающим из конституционной обязанности каждого принимать участие в финансировании государственных расходов (статья 56 Конституции).

С решениями Конституционного Суда от 28 декабря 2015 г. № Р-1017/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» и от 29 декабря 2015 г. № Р-1026/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» можно ознакомиться на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь – www.pravo.by и на сайте Конституционного Суда – www.kc.gov.by.

 

http://www.kc.gov.by

Интернет ресурсы

КОНТАКТЫ


Гомельский городской исполнительный комитет
246050, г.Гомель, ул.Советская,16

приёмная: 75-52-92

Информационная поддержка:
Государственное предприятие "ГГИЦ" тел. 70-42-80

 

Разработка:

ИП Гимбург С.Е.

 

© 2000 - 2011