пл. Привокзальная, 3

Будынак чыгуначнага вакзала, г. Гомель, пл. Прывакзальная, 3 l Railway station building, Gomel, Privokzalnaya square, 3

Здание железнодорожного вокзала,

г. Гомель, пл. Привокзальная, 3

Композиция здания симметрична, состоит из доминирующего центрального объема и боковых крыльев. Парадный вход центрального объема акцентирован портиком с пилонами, вписанным в трехчастный арочный проем, опирающийся на пилястры с аканфом, звездами и колосьями на капителях. Остекление проема мелкое. Главный вход также фланкирован ризалитами, ограниченными 2-этажными полуколоннами, между которыми в арочных нишах помещены скульптуры рабочего и крестьянки. На уровне 2-го этажа через весь центральный объем проходит антаблемент. На 3-м этаже ризалиты оформлены портиками из 4-х пилястр. Центральный объем венчает антаблемент и 5-угольный аттик с рельефом из государственной советской символики (герб и флаги). Акцентами боковых крыльев выступают ризалиты с ордерными портиками под треугольными фронтонами с арочными окнами и балконами на 2-ом этаже. В оформлении фасадов со стороны железной дороги использованы аналогичные приемы.

Художественную ценность имеют и интерьеры (мрамор, витражи, фрески, люстры и др.), также преимущественно с элементами классицизма (пилястры, полуколонны, кессоны, розетки и др.). Над площадкой парадного лестничного марша в вестибюле центрального объема установлена скульптура В. И. Ленина. По обеим сторонам вестибюля находятся кассы, залы ожидания, кафе, торговые точки и др. В боковых крыльях расположены служебные помещения, ресторан.

В 1870 – 1980-е гг. через Гомель прошли Либаво-Роменская и Полесская железные дороги, город стал преобразовываться в крупный промышленно-транспортный узел. Вокзал Либаво-Роменской железной дороги был возведен в 1890-е гг. Симметричное по композиции здание с акцентированной центральной частью было декорировано элементами барокко и Ренессанса. Во время Великой Отечественной войны вокзал был разрушен. В 1946 – 1948 гг. на его месте был возведен новый в стиле «сталинского ампира» (арх. К. Митин, госпроект УССР), который композиционно повторял постройку старого, но имел более крупные размеры. В 1964 г. на здании была установлена мемориальная доска в честь М.И. Калинина, который в 1919 г. выступал на митинге на станции Гомель, а в 1990-е гг. в нишах ризалитов были размещены скульптуры рабочего и крестьянки.


image001.jpgПривокзальная площадь. Здание железнодорожного вокзала. Фотография 1920 – 1930х гг.

image002.jpgПривокзальная площадь. Здание железнодорожного вокзала. Фотография 1950-х гг.

image003.jpgПривокзальная площадь. Здание железнодорожного вокзала. Фотография 1968 г.

image004.jpgПривокзальная площадь. Здание железнодорожного вокзала. Фотография 1975 г.

image005.jpgПривокзальная площадь. Фотография 2020 г.

image006.jpgПривокзальная площадь