Новости

Гомельский художник совершил открытие в математике

Слышали ли вы когда-нибудь выражение «Человек эпохи Возрождения»? Наверняка на ум вам сразу придёт Леонардо да Винчи, который остался в истории живописцем, скульптором, учёным, архитектором, изобретателем и много кем ещё. И действительно, термином Renaissanceman называют одарённых людей, добившихся значительного успеха в самых разных направлениях знания и искусства. Таких, как итальянский уникум. Но есть человек эпохи Возрождения и в наших краях– это Геннадий ГОВОР.

d0608f5e59932989bc7d700eccb6c5a2.jpg

КАРТОФЕЛЬ ИЗ ОЛЫ. 

Художник, прозаик, поэт, изобретатель, математик…Правда, о себе Геннадий Васильевич говорит просто: «Я творческий товарищ: ко всему подхожу творчески». На вопрос, как же так получилось, что мальчик, родившийся в 1945 году в землянке, которая стояла на островке посреди болота в Жлобинском районе, вырос и стал известным в стольких областях науки и искусства, Геннадий Васильевич начинает издалека:

- На самом деле я родился в 1944 году, но кто ж меня в лесу бы зарегистрировал? Это получилось сделать, только после войны, когда родители перебрались в Жлобин.

Детство Геннадия Говора прошло в знаковые времена, помнит он рассказы старшего поколения о деревне Ола, история гибели которой, как мазками, рисуется в его воспоминаниях:

- С приближением фронта люди предпочитали прятаться. Спасались и мои дедушка с бабушкой, уйдя в леса от надвигающейся опасности, а с ними пятеро детей, из которых моя мама была второй по старшинству. Дошли до Олы, и бабушка как почувствовала, сказала: «Не буду я в этой деревне жить» и заставила деда вырыть в километре от этого места землянку. А 14 января с той стороны послышались выстрелы, лай собак, а самое страшное – крики. Это жгли людей. Чёрный дым стоял столбом, и, когда наутро всё стихло и дедушка с бабушкой выбрались посмотреть, что случилось, деревни они не нашли.

Получилось так, что сгоревшая Ола спасла жизнь и маме Геннадия Васильевича, и её сёстрам мал мала меньше, ведь в одном из домов нашёлся картофель, который запёкся от жара, а потом на морозе замёрз. Им и другими овощами, найденными на пепелище, и получилось прокормиться в суровую зиму. Так место, ставшее кладбищем для десятков людей, позволило семье выжить. А 23 марта всё в той же землянке родился и будущий художник.

«НИКОГДА БОЛЬШЕ ТАК НЕ РИСУЙ!»

- Мама моя всю жизнь проработала в торговле, из продавцов доросла до должности заведующей магазином, - вспоминает о родителях художник. -Отец был партизаном в отряде «Железняк», потом его как разведчика, знающего эти места, оставили в Жлобине, дали квартиру. Он был строгим человеком, настоящим милиционером, и посвятил свою жизнь борьбе с бандитизмом. Хотел чтобы и я пошёл по его стопам, но это дело было не по мне. Я хотел искать свою дорогу в жизни.
А дорога эта шла сквозь непростое время, наполненное рассказами о недавно отгремевшей войне, о поисках засевших в лесах остатках фашистских формирований. Его всё интересовало, вспоминает Геннадий Васильевич, и он впитывал то, что происходило вокруг, тут проявились и первые ростки интереса к искусству.

- Так получилось, что мне всегда было интересно смотреть, как рисуют более старшие ребята. Я был ещё маленьким, но брал в руки карандаш, повторял - и вдруг обнаруживал, что у меня получается не хуже! Вот линия, ещё линия… Кажется, что ничего особенного, но если посмотреть под другим углом, что-то добавить – уже получается что-то стоящее. И так было всегда.

С первым портретом у Геннадия Говора и вовсе вышла целая история… Однажды он, будучи ещё совсем мальчишкой, нарисовал… Ленина: по клеточкам, с поразительной точностью. Конечно же, показал отцу, а тот возьми да и порви рисунок: «Никогда больше так не рисуй, - наказал он. – Это разрешается делать только настоящим художникам». И тут же принёс фотографию какого-то старшины, у которого как раз должен был быть день рождения: «Вот, его рисуй». Значит, всё-таки оценил…

Оценили и другие. Учительница по рисованию, например, по словам Геннадия Васильевича, терпеть его не могла за способности к рисованию. Она ставила перед учениками какой-нибудь предмет, например, стеклянную бутылку, чтобы они её изобразили за урок, а от начинающего художника получала не просто натюрморт, а целое произведение искусства. Ведь его мысль шла дальше - и за бутылкой вырастал пейзаж. За такие художества она всегда ставила двойку, но это не остановило Геннадия Говора от того, чтобы пойти за своим призванием. Однако перед этим пришлось освоить другую профессию - электромонтёра…

- В ту пору произошла реформа в образовании и ввели 11-летку, а вечерней школы она не коснулась, вот я и перевёлся туда, чтобы поскорее получить диплом, а параллельно пошёл работать с электрикой. Даже получил за год четвёртый разряд, а ведь это выходило не у каждого взрослого, - вспоминает Геннадий Васильевич. - Ещё я тогда активно занимался велосипедным спортом, и наша команда из трёх человек была чемпионом области среди юниоров. Это тоже сыграло свою роль в моей судьбе, ведь после получения аттестата я случайно встретил своих товарищей по команде и узнал, что они подали документы в БИИЖТ (ныне - БелГУТ). Как же без меня? Пришлось от них не отставать.


Читать полностью: https://newsgomel.by/news/culture/gomelskiy-khudozhnik-sovershil-otkrytie-v-matematike_74385.html