Новости

ЛИФТ – НЕ РОСКОШЬ, А ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

ЛИФТ – НЕ РОСКОШЬ, А ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Чистоте стенок лифта (в период демонтажа старого и установки нового автору этих строк приходилось  вместе с соседями проделывать путь по лестничным маршам несколько месяцев) радоваться пришлось очень недолго. Видимо, решив, что его вид не отвечает их представлениям об эстетике, местные вандалы поцарапали стены, разукрасили кабину своими «нетленками». А красивая конструкция с рекламой была безжалостно выдрана и брошена на пол. Привычная картина, не правда ли?

 

Чистота – нечастая гостья

 

С прошлого года мы оплачиваем в жировке две «лифтовые графы»: за техобслуживание подъёмника и расходы на электроэнергию. И это позволяет, с одной стороны, точно знать, во что же обходится каждому из нас вертикальный вид транспорта в доме. С другой, более требовательно относиться к коммунальным службам в плане содержания лифтов. Но стали ли мы сами бережнее относиться к ним? Все ли чётко осознаём, что лифт – не роскошь, а часть общей стоимости, а значит, у каждого из нас есть своя доля, за которую мы должны нести ответственность? 

 

Все городские лифты, за исключением ЖСПК, находятся на балансе КЖРЭУПов, которые заключают договоры на обслуживание их с соответствующими организациями. За исключением Сельмашевского микрорайона, КЖРЭУП которого имеет своё лифтовое хозяйство, полностью отвечающее за техническое состояние вертикального транспорта в своих многоэтажках, все остальные жилые дома города – под крылом ОАО «Гомельлифт». 

 

 

Корреспонденты «ГВ» вместе с представителями КЖРЭУП «Сельмашевское» прошли по подъездам жилых домов микрорайона, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся в них лифты. Что приятно, многие произвели хорошее впечатление, порадовав чистотой дверей, стен. Например, в доме № 21 по улице Героев подпольщиков (на снимке 1). Впечатление же от увиденного в малосемейках по улице Максима Богдановича (на снимке 2) оказалось прямо противоположным. Кабинам явно пришлось отражать атаки хулиганов и потерпеть поражение: их вид внутри вызвал только огорчение.

 

 

 

 

 

 

Особая тема – запахи и чистота. Дворники ЖЭУ № 7 поделились, что периодически подростки, а порой и пьяные взрослые умудряются перепутать лифты с отхожими местами. Убирать отходы физиологической деятельности жильцов неприятно и оскорбительно.

 

В грустном монологе одной из женщин прозвучало:

 

 - Согласно нормативам, в лифте предусмотрены  еженедельно одна сухая и каждую третью неделю месяца влажная уборка. Когда жильцы относятся к своему имуществу с уважением, этого вполне достаточно. А если кто-то не поленится и сам подберёт бумажки с пола, подметёт, вообще замечательно. Но в большинстве случаев наши лифты нечасто удивляют чистотой.   

 

Неопрятный вид часто усугубляют поцарапанные и разрисованные стены, облепленные жвачками. 

 

Кнопку нажал – а в ответ тишина 

 

Жители каждого дома периодически сталкиваются с неприятностью: нажимаешь кнопку лифта – а в ответ тишина. Поломка вертикального вида транспорта - всегда больной вопрос для жителей, особенно верхних этажей. Вывод из строя кнопки вызова, сбой в системе электронного управления и другие мелкие неисправности, как правило, устраняются в день остановки. На замену же тяговых тросов, перемотку сгоревшего основного электродвигателя требуется значительно больше времени.

 

В цехе по ремонту и обслуживанию лифтов КЖРЭУП «Сельмашевское» мы понаблюдали процесс ремонта тех узлов и механизмов, которые нецелесообразно ремонтировать на месте. Слесарь-ремонтник Михаил Пырх как раз занимался исследованием одного из таких механизмов, пытаясь определить причину выхода его из строя. А токарь Сергей Поляков (на снимке) изготавливал срочно понадобившуюся деталь для устранения поломки.

 

 

 

 

Как показывает анализ, практически большая часть случаев выхода лифта из строя  – это повреждения вандального характера (сожжённые кнопки вызова, деформированные двери, умышленные поджоги кабин и так далее).

 

В Сельмашевском микрорайоне, рассказал начальник участка лифтового хозяйства Александр Одинцов, более 10 лет назад был зафиксирован факт, когда новый лифт был буквально раскурочен за месяц. А в Советском районе, привели пример в КПУП «Гомельское городское ЖКХ», в 2014 году кто-то поджёг подъёмник. Вместе с лифтом  пострадал и подъезд. Виновного найти не удалось.  На установку нового лифта и ремонт подъезда понадобилось немало времени. 

 

Восстановительные же работы требуют больших средств. Стоимость ремонта зависит от дефекта, который необходимо исправить. Так, замена кнопки лифта оценивается в 15 рублей, замена сгоревшего тягового электродвигателя – в 1000 рублей. Демонтаж старого и установка нового (нормативный срок службы составляет 25 лет) обойдётся в сумму около 45 тысяч рублей.

 

Законодательством преду-смотрена ответственность за повреждения вспомогательных помещений жилого дома. Она определена в пункте 1.6 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 года № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 31.12. 2016 года № 514). 

 

- Этот документ, - говорит заместитель генерального директора КПУП «Гомельское городское ЖКХ» Валентин Редюк, - позволяет заставить нанёсшего ущерб в полном объёме восполнить его. К сожалению, подобные личности, как правило, предпочитают действовать втихаря, и найти виновных в порче общего имущества практически невозможно. Поэтому, в соответствии с законодательством, эксплуатирующая организация производит необходимый ремонт, а расходы после его завершения делятся на всех жильцов. Этот момент очень важно понимать правильно и осознавать, что подъезд, лифт – это общая собственность, и все должны беречь её.

 

 

 

 

 

По  вине самих жильцов нередки случаи, когда происходят аварийные остановки лифтов (из-за перегруза, раскачивания и так далее).  Бывает, дети шалят – прыгают в кабине, система безопасности срабатывает и сажает её на ловители. С её нарушителями можно провести только разъяснительную беседу – другой ответственности не предусмотрено. Наверное, зря... 

 

Есть и ещё один аспект, касающийся особенно домов в новостройках, которые сдаются без отделки. Будущие жильцы начинают активно эксплуатировать лифт для подъёма в большом количестве стройматериалов. Из-за перегруза подъёмники выходят из строя. Согласитесь, всего этого можно избежать, если проявить аккуратность и уважение к другим.

 

У безопасности факторов много 

 

Сегодня в жилищном фонде Гомеля,  обслуживаемом государственными предприятиями ЖКХ, находится более 2200 лифтов. 395 из них функционируют свыше 30 лет.       

 

Заместитель генерального директора КПУП «Гомельское городское ЖКХ» Валентин Редюк разъяснил, что работоспособность и безопасность механизма определяются  не  только возрастом, а интенсивностью использования и качеством технического обслуживания. 

 

В разных домах установленные в одно и то же время лифты одного производителя спустя годы могут разительно отличаться как по внешнему виду, так и по техническому состоянию в зависимости от количества жильцов, их отношения к подъёмнику, степени нагрузки и многих других факторов.

 

После окончания нормативного срока эксплуатации подъёмника, инспекциями городского управления Госпромнадзора проводится полная диагностика  с целью определения его технического состояния и возможности последующей эксплуатации. 

 

Используется как инструментальное, так и визуальное обследование основных конструкций и оборудования. Полная диагностика таких лифтов  проводится и далее ежегодно.

 

Кстати, кабина не может упасть из-за обрыва троса, как показывают в фильмах ужасов. Стоят ограничитель скорости, ловители и другие приспособления. Например, если хотя бы один канат, поддерживающий кабину, ослаб, то специальное устройство отключает лифт.

 

В прошлом году в городе был заменён 31 лифт. На 2017 год запланировано поменять столько же. На проведение этих работ из городского бюджета выделен 1 миллион 350 тысяч рублей. 

 

Замена лифта - это сложный процесс, включающий демонтаж старого механизма, общестроительные работы, диспетчеризацию, установку нового подъёмника и наладку сопутствующего оборудования, оформление необходимой документации. Срок установки определяется в соответствии с проектно-сметной документацией, но не должен превышать трёх месяцев.

 

Если вы застряли…

 

Наверное, многие хоть раз в жизни испытали неприятные минуты, когда, вздрогнув,  лифт застывает на месте и наступает полная темнота. Причины такого форс-мажора бывают разные: отключилась электроэнергия, вышел из строя какой-то механизм или случился перегруз…

 

В подобной ситуации каждый ведёт себя по-разному. Большинство застрявших реагируют адекватно на то, что оказались запертыми за железными дверями. Но у некоторых сдают нервы, и операторам диспетчерских приходится проявлять чудеса дипломатии, чтобы успокоить людей, объяснять что кабина не упадёт, так как это невозможно. В общем, искать к каждому индивидуальный подход, пока не подъехала аварийная машина.  Обычно на это требуется 20 -30 минут.

 

Кроме типичных заявок по поводу неработающего подъёмника, в диспетчерские поступает немало звонков, связанных с тем, что в отверстие между посадочной площадкой и кабиной  пользующиеся лифтом роняют разные предметы – ключи, кошельки, мобильные телефоны. В таких случаях специалистам приходится поднимать наверх кабину, раздвигать специальным ключом внешние двери и спускаться по лестнице в шахту. В результате из-за рассеянности одних создаются неудобства для других, вынужденных в это время одолевать лестницы пешком.

 

Многоэтажные дома немыслимы без лифтов. И нельзя не заметить, что на смену старым всё больше приходит новых – более безопасных, менее энергоёмких, с антивандальными кабинами и современной системой диспетчерской связи. Проходит перезагрузка лифтового хозяйства. Неплохо бы «перезагрузить» и сознание тех, для кого они предназначены.


newsgomel.by