ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ
Месяц назад вступил в силу новый Закон “Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках”, а с 26 февраля — новые правила для владельцев маршруток. Их бизнесу предрекают чуть ли не скорый конец, но так ли всё плохо на самом деле? Попробуем разобраться.
Что не устраивает
Новые правила обязывают владельцев маршруток заключать договоры с операторами перевозок. Следовательно, за нарушение условий этих соглашений они будут нести персональную ответственность, в том числе материальную.
Другие моменты. Владельцы маршрутных такси обязаны согласовывать графики поездок с теми же операторами, а в рейсы отправлять машины с определенных точек, как правило, с вокзалов. Кроме того, нужно участвовать в конкурсах по оказанию услуг, читай — тендерах.
Прошло несколько дней, и что в итоге? На популярных междугородных маршрутах частники остались, отправляются по тем же графикам. Но с некоторых маршрутов они просто сняли машины. Доехать куда надо пассажиры, конечно, могут, воспользовавшись услугами государственного перевозчика. Правда, с частниками было удобнее — они забирали в нужных точках города, начинали работу в четыре утра.
Ситуация в стране неоднозначная. В Минской, Витебской, Гродненской и Могилевской областях на определенных направлениях проблемы уже есть. На Брестчине и нашей Гомельщине, судя по всему, их пока нет. В Минск, да и в другие областные центры частники отвезут гомельчан без вопросов. И не только гомельчан. Из Мозыря, Светлогорска, Рогачева, Житковичей, других райцентров доедете куда угодно — билеты можно бронировать хоть на послезавтра.
Вопрос: будет ли так и дальше? Или наши частники последуют примеру соседей и отменят часть рейсов?
Официальный ответ
Нововведения, прокомментировали в Министерстве транспорта и коммуникаций, преследуют очевидные цели: повышение безопасности пассажиров и качества оказываемых услуг. А еще создание дополнительных условий для обеспечения добросовестной конкуренции.
Не заключая договоры с операторами перевозок, владельцы маршруток не несли ответственности перед пассажирами ни по одному из нарушений. Не приехала вовремя машина, не доехала до пункта назначения — виноватых нет, жаловаться некому. Договоров не заключали и с пассажирами, в лучшем случае выдавали чек о принятии наличных средств.
Факты нарушений в сфере частных перевозок фиксировались все чаще, подчеркивают в министерстве. Потому и назрела необходимость внесения изменений в действующий закон. Новая редакция вступила в силу спустя шесть месяцев после опубликования. Времени было достаточно.
Кстати, еще позавчера в Минтрансе заявили, что примут необходимые меры для перевозки пассажиров в стране по всем проблемным направлениям. В Полоцке, Новополоцке и Солигорске, например, где от рейсов отказалось больше всего частников, уже запущены дополнительные автобусы большой и малой вместимости.
Выводы
В Беларуси уже собраны тысячи подписей в пользу отмены “вредного” закона. Но если разобраться непредвзято и трезво, невольно возникает вопрос: не нагнетается ли истерия намеренно? Частникам, по сути, предложили работать в правовом поле и нести ответственность за выполнение профессиональных обязанностей. В первую очередь, перед клиентами. А это значит, придерживаться графика, вовремя проходить техосмотр, предоставлять водителям отдых и многое другое. Но кому охота что-то нести? Тем более, если раньше на это закрывали глаза.
В итоге некоторые маршрутчики решили просто сняться с рейсов. Под простым предлогом: не устраивает новый закон.
Другими словами, прежнее полулегальное положение, игры в прятки с контролерами и ГАИ им были куда больше по душе. Позиция Минтранса вполне понятна: закон защищает права пассажиров. Работать частным перевозчикам никто не запрещает, но делать это придется по единым в стране правилам, заботясь о повышении безопасности клиентов и качестве услуг. По-другому никак.
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель