Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь
В целях обеспечения продовольственной независимости страны, экономической доступности жизненно необходимых продуктов питания всем категориям населения в полном объеме МАРТ рекомендует:
1. Субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами с использованием торговых объектов, обеспечить:
1.1. достижение удельного веса продовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота организации по итогам 2023 года на уровне не ниже 85 процентов;
1.2. размещение и выкладку товаров отечественного производства на торговой площади каждого магазина, павильона, размер которой не менее, чем размер торговой площади, отведенной под размещение соответствующих категорий (подкатегорий) товаров импортного производства, в визуально и физически доступных местах способами согласно приложению к настоящим Рекомендациям;
1.3. размещение в прикассовых зонах магазинов, павильонов преимущественно товаров отечественного производства, за исключением товаров, аналоги которых не производятся в Республике Беларусь;
1.4. обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства информационной надписью «Сделано в Беларуси» или аналогичными способами согласно приложению.
2. Субъектам торговли, реализующим продовольственные товары с использованием сети Интернет, а также собственникам (владельцам) информационных ресурсов, оказывающих субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением этими субъектами торговли розничной торговли с использованием сети Интернет через интернет-магазин, обеспечить:
2.1. наличие в продаже товаров отечественного производства;
2.2. при запросе покупателем конкретного товара обеспечить первоочередное размещение предложений о заключении договора розничной купли-продажи товаров отечественного производства;
2.3. визуальное (информационное) обозначение товаров отечественного производства на сайтах интернет-магазинов, электронных торговых площадок (например, цветами Государственного флага Республики Беларусь, белорусским орнаментом и т.п.);
2.4. техническую возможность выборки товаров отечественного производства на сайтах интернет-магазинов, электронных торговых площадок по специальному поисковому запросу (например, «производство Беларусь» и т.п.);
2.5. расширение сервисов доставки товаров отечественного производства;
2.6. внедрение мобильных приложений для продажи товаров отечественного производства с использованием сети Интернет.
Настоящие Рекомендации вступили в силу с 15 ноября 2023 г.
Приложение
к Рекомендациям по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь
СПОСОБЫ
размещения и выкладки товаров отечественного производства
в визуально и физически доступных местах, обозначения мест размещения и выкладки товаров отечественного производства
Размещение товаров – распределение товаров на площади торгового зала в соответствии с планом помещения.
Выкладка – способы расположения, укладки и демонстрации товаров в торговом зале на торговом оборудовании.
Первичная выкладка – расположение товара среди схожих товаров (групп, категорий товаров) других производителей или торговых марок на традиционных торговых площадях – полках, витринах. Эта выкладка всегда приоритетна.
Вторичная выкладка (дополнительные точки продаж) – расположение товара на нетрадиционных торговых площадях (нестандартные конструкции – дисплеи, стойки, корзины, различные «горки» и «пирамиды» из товаров, специальные брендированные стеллажи и др.), которое дублирует выкладку товаров в основном месте продажи. Вторичная выкладка производится из одного товара или из товаров одного производителя.
Указанная норма считается выполненной при размещении и выкладке товаров отечественного производства в торговом зале с соблюдением следующих условий:
ВИЗУАЛЬНО
- в целом обеспечена обозреваемость товаров отечественного производства, позволяющая показать покупателям весь имеющийся ассортимент товаров отечественного производства (ширина и глубина выкладки);
- товар должен располагаться так, чтобы покупатель имел возможность его рассмотреть без дополнительных усилий и приспособлений, все товары отечественного производства должны выкладываться фронтально, лицевой стороной (этикетками и рисунками на упаковке) в сторону, обращенную к покупателю;
- товар отечественного производства должен иметь достаточный «фейсинг» (определенное количество товаров в одинаковой упаковке, выставляемых на полке), не менее чем аналогичный товар иностранного производства, в том числе товар СТМ, расположенный рядом;
- выкладка товаров отечественного производства производится способом, позволяющим покупателям визуально выделить указанные товары от иных товаров, и сопровождается информационной надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или иными надписями, средствами и способами (POS-материалы, баннеры, воблеры, ленты и др.).
ФИЗИЧЕСКИ ДОСТУПНЫЕ МЕСТА
- товары отечественного производства размещаются и выкладываются в торговом зале таким образом, чтобы обеспечивались свободный проход и доступ к ним покупателей без дополнительных физических усилий;
- товары отечественного производства выкладываются в большом количестве (максимальное количество SKU с учетом соблюдения ассортиментного перечня товаров) таким образом, чтобы покупатель мог легко взять их.
ВЫКЛАДКА ТОВАРА
Горизонтальная
- тот или иной товар размещается вдоль по всей длине оборудования, на самой нижней полке размещается товар самых больших размеров, товар выкладывается слева направо по уменьшению объема;
- уровень расположения товаров отечественного производства на стеллажах: 2 – 3-я полки сверху на уровне глаз и рук покупателей, не ниже 110 ±20 см от пола;
- длина выкладки товаров отечественного производства соразмерна длине, занимаемой аналогичными товарами иностранного производства, в том числе товарами СТМ, в случае значительного
(в 3 и более раз) преобладания количества SKU товаров иностранного производства, длина выкладки таких товаров не должна превышать длину выкладки товаров отечественного производства более чем в
2 раза); - при одинаковом количестве SKU товаров отечественного и иностранного производства, в том числе товаров СТМ, не допускается дублирование только последних.
Вертикальная
- однородные товары выкладываются на полках по вертикали. сверху вниз;
- ширина выкладки товаров отечественного производства не менее 40–50 см или соразмерна ширине, занимаемой аналогичными товарами иностранного производства, в том числе товарами СТМ (в случае значительного (в 3 и более раз) преобладания количества SKU товаров иностранного производства, ширина выкладки таких товаров не должна превышать ширину выкладки товаров отечественного производства более чем в 2 раза).
Комбинированная
- сочетание горизонтального и вертикального способов выкладки товаров;
- уровень расположения товаров отечественного производства на стеллажах: 2 – 3-я полки сверху на уровне глаз и рук покупателей, не ниже 110 ±20 см от пола, ширина выкладки товаров отечественного производства не менее 40-50 см (в случае значительного (в 3 и более раз) преобладания количества SKU товаров иностранного производства, ширина выкладки таких товаров не должна превышать ширину выкладки товаров отечественного производства более чем в 2 раза).
Дисплейная (дополнительная точка продаж)
- отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанные к основной точке продажи этого товара;
- максимально доступное размещение фирменного оборудования в центре зала или недалеко от входа, позволяющее покупателям визуально выделить отечественные товары, может сопровождается информационной надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или иными надписями, средствами и способами (POS-материалы, баннеры, воблеры, ленты и др.).
Паллетная
- расположение товара одного наименования на паллете и похожей конструкции в одном конкретном месте;
- отечественные товары выделяются визуально крупным ценником и сопровождаются информационной надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или иными надписями, средствами и способами (POS-материалы, баннеры, воблеры, ленты и др.).
Общая
- полка (стенд, стойка, паллет и др.) должна быть максимально заполнена отечественным товаром в глубину;
в случае отсутствия в данной категории товаров отечественного производства, места и (или) полочное пространство заполняются другими товарами по усмотрению субъекта торговли.