Новости

В Музее истории города Гомеля начала работу выставка из личной коллекции Геннадия Гайкова

Белорусская железная дорога в декабре отметит юбилейную дату – 160-летие со дня образования. В честь этого события в Музее истории города Гомеля начала работу выставка из личной коллекции Геннадия Гайкова, который много лет трудится мастером смены Гомельского пассажирского участка Белорусской железной дороги.

e32041ddfae385a28c21703d740e7738.jpg

Пожалуй, ни одному человеку в Беларуси не удавалось собрать столь обширную коллекцию предметов и документов, относящихся к истории Белорусской железной дороги. И не только потому, что его увлечение (Геннадий Гайков - участник клуба коллекционеров «Юнона» городского центра культуры Гомеля) счастливо совпало с его профессиональной деятельностью. Коллекционер в любом предмете старины, который попадает в его собрание, ищет след человеческих историй и стремится поделиться ими со зрителями, чтобы прошлое не уходило в небытие.

- Наш Гомель с царских времён связывал две железные дороги – Либаво-Роменскую и Полесскую. Они во многом определили развитие и рост города, - говорит Геннадий Гайков. - В этой экспозиции я постарался собрать предметы и документы, которые максимально широко представили бы историю железных дорог страны.

Коллекция подстаканников и огромный самовар – первое, что привлекает внимание. Какой же путь в вагоне без традиционного чая, который и сейчас подаётся в подстаканниках? Из быта они ушли давно, а вот на железной дороге подстаканники – хранители традиции. Уникален экземпляр самовара. С виду - обычный, но таких во времена НОПа было выпущено всего 163 штуки на Тульском патронном заводе. И это, учитывая, что самовары производились тогда миллионами. Таким эксклюзивом, как указывает Геннадий Гайков, награждались Герои труда – за высшие показатели в трудовой деятельности.    

Коллекция карманных часов в витрине – ценное свидетельство престижа службы на железной дороге.

7cbb63d2a9c4661d3db5ffc12c98ed38.jpg

- Подобными часами пользовались машинисты поездов. Они изготавливались в Швейцарии, их качество и точность хода ценились превыше всего, - говорит коллекционер. – Большинство, несмотря на преклонный возраст (а им более 150 лет), обладают прежним завидным ходом – исправно отмеряют время. На часах есть именные гравировки. В них тоже заключается человеческая история – прочитав, понятно, где, на какой железной дороге работал владелец. Особенность таких механизмов ещё и в том, циферблат у них 24-часовой.

Железнодорожные фонари, начиная с первых, и те, что использовались в 2000-х годах, представлены на выставке. У электрических «прародителей» вместо ламп стоят керосиновые фитили, обрамлённые в круглые красные стекла.  

5719b334f97f883d1b2882e775980b26.jpg 

На стенах и витринах - множество старинных документов – фотографий, наградных листов, облигаций железных дорог, журналов, карт. Можно увидеть фуражки, шапки, кители железнодорожников. Молодые люди, учащиеся Гомельского колледжа – филиала БелГУТа, присутствующие на открытии выставки, с неподдельным интересом рассматривали экспонаты, и было видно, что предназначение и истории многих предметов им знакомы.


Читать полностью: https://newsgomel.by/news/culture/v-muzee-istorii-goroda-gomelya-nachala-rabotu-vystavka-iz-lichnoy-kollektsii-gennadiya-gaykova_83055.html