Раскрепощение предпринимательской деятельности
РАСКРЕПОЩЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»
Вступает в силу с 26 февраля 2018 г.(за исключением отдельных положений).
Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) разработан в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности и исключения излишних административных барьеров, устаревших и надуманных требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования.
Он являются результатом самого тесного взаимодействия органов государственного управления с предпринимательским сообществом и гражданами.
Декретом предлагается минимизировать вмешательство государства в работу субъектов хозяйствования, одновременно усилив механизмы саморегулирования бизнеса и его ответственность за безопасную работу перед обществом.
Для достижения указанных целей в Декрете № 7 заложены следующие подходы:
уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности, перечень которых определен в приложении к Декрету № 7;
Справочно:
В этот перечень включены бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа (в нерегулярном сообщении), производство сельхозпродукции, стройматериалов и иные распространенные виды деятельности.
По данным Минэкономики, именно в этих сферах сосредоточено порядка 95 процентов мелкого и среднего бизнеса.
Для занятия данными видами деятельности достаточно будет подать одно-единственное уведомление в исполком через службу «одно окно» или с помощью единого портала электронных услуг, и на следующий день лицо будет вправе осуществлять заявленный вид экономической деятельности. Подавая такое уведомление, субъект хозяйствования автоматически берет на себя ответственность за соответствие своей деятельности законодательству;
утверждение в рамках Декрета № 7 общих (единых) требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и требований в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
Эти требования максимально систематизированы и сокращены.
Справочно:
Так, из действующих сегодня 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранено лишь 58 пунктов. Большой объем санитарных требований к бизнесу (14 документов, включающих более 1100 пунктов) реализован в виде 81 пункта. Ветеринарные требования, насчитывающие сегодня 15 документов и более 2200 пунктов, сокращены до 207 пунктов.
Во избежание чрезмерного применения отсылочных норм в Декрете № 7 общие требования к безопасности изложены максимально полно и последовательно, простым и доступным населению языком. Ознакомившись с ними, любой субъект хозяйствования будет иметь четкое представление обо всех требованиях, которые он должен соблюдать для обеспечения безопасности своей деятельности.
Предполагается, что именно предусмотренный Декретом № 7 перечень требований будет являться обязательным для соблюдения в ходе осуществления экономической деятельности. Положения иных технических нормативных правовых актов будут носить для субъекта хозяйствования рекомендательный характер. Все обязательные ТНПА будут в свободном доступе. Их планируют публиковать на Национальном правовом Интернет-портале и иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет.
Справочно:
Для отдельных наиболее специфических объектов (например, нефтеперерабатывающее предприятие), функционирование которых сопряжено с повышенными рисками, требования к эксплуатационной безопасности будут определены Правительством;
максимальное упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации.
Справочно:
К примеру, в сфере осуществления торговли и общественного питания предлагается отказаться от согласования исполкомами режима работы торговых объектов и объектов общепита (за исключением случаев их работы с 23.00 до 7.00 часов).
Субъекты хозяйствования смогут самостоятельно организовывать и проводить выставки на территории Республики Беларусь.
Личные гаражи разрешат использовать в качестве СТО без согласия членов гаражного кооператива.
В сфере транспортной деятельности предлагается отказаться от оформления путевых листов при выполнении автомобильных перевозок.
В сфере рекламной деятельности не надо будет согласовывать содержание размещаемой наружной рекламы и рекламы на транспорте (за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), в связи с тем, что в Законе «О рекламе» и постановлениях Правительства определены необходимые требования к ее содержанию и предусмотрена ответственность в случае нарушения указанных требований. Это позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а также освободить государственные органы от такого согласования и использовать соответствующие ресурсы на осуществление других необходимых функций.
Значительно упрощается порядок ввода объектов строительства в эксплуатацию. Вместо необходимости получения согласований органов МЧС, санитарных служб и иных инстанций субъекту хозяйствования теперь будет достаточно подать заявление с приложением необходимого комплекта документов в исполком в службу «одно окно». Там оно в течение месяца в рамках выполнения одной сложной административной процедуры пройдет все стадии согласования, по результатам которых будет принято решение о возможности ввода объекта в эксплуатацию.
утверждение на уровне Главы государства единого перечня административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях обеспечения его стабильности и недопустимости чрезмерного разрастания;
Справочно:
Согласно действующей редакции постановления Правительства Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в стране осуществляется более 900 административных процедур (для сравнения, на момент утверждения в 2012 году перечень включал 716 процедур, то есть за пять лет количество процедур возросло на преть).
Изменения в этот документ вносятся бессистемно. Например, только в июне этого года постановление трижды подвергалось корректировкам (соответствующие акты Совета Министров были приняты с разбежкой всего в несколько дней -2, 5 и 8 июня 2017 г.);
установление до 2020 года моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), что будет содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий;
отмена использования субъектами хозяйствования печатей в процессе осуществления экономической деятельности и их замена электронными средствами аутентификации и идентификации (электронной цифровой подписью), что позволит исключить излишнюю бюрократию в бизнесе и будет коррелировать с передовой международной практикой ведения дел между бизнес-партнерами;
установление административной ответственности руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан (если нет признаков преступления), предусмотрено применение штрафных санкций в размере от десяти до ста базовых величин.
Таким образом, в Декрете № 7 реализован один из ключевых подходов, обозначенных Главой государства, о минимальном вмешательстве государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя.
Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»
Вступил в силу с 27 сентября 2017 г.
В целях развития торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений со средней численностью населения до 10 тыс. человек, а также создания дополнительных рабочих мест для граждан, проживающих на этих территориях, 22 сентября 2017 года Главой государства подписан Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее - Указ).
Указом с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. предусмотрена возможность установления на отдельных территориях особого режима налогообложения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6% и единого налога для индивидуальных предпринимателей в размере одной базовой величины, а также иных упрощенных условий осуществления этих видов деятельности.
Кроме того, предусматривается освобождение субъектов хозяйствования от налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Действие Указа не распространяется:
- на розничную торговлю автомобильным топливом (дизельным топливом, автомобильным бензином, газом, используемым в качестве автомобильного топлива), механическими транспортными средствами, самоходными машинами, прицепами (полуприцепами, прицепами-роспусками), ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- на оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Областные Советы депутатов до 1 декабря 2017 г. принимают решения об утверждении перечня населенных пунктов и территорий вне населенных пунктов, относящихся к территории сельской местности и малых городских поселений, на которые распространяется действие вышеуказанных налоговых льгот, установленных Указом.
Справочно: Во исполнение пункта 4 Указа Гомельским областным Советом депутатов принято решение от 12 октября 2017 г. № 229 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345», которым определены населенные пункты Гомельской области, на которые распространяются нормы вышеназванного Указа (1607 населенных пунктов сельской местности и 17 малых городских поселений).
Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (осуществление деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя)
Вступил в силу с 22 октября 2017 г.(за исключением отдельных положений).
Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» расширен до 30 Перечень видов деятельности (до этого Особенной частью Налогового кодекса РБ предусматривалось осуществление 18 видов), при осуществлении которых не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
При осуществлении такой деятельности физические лица производят уплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог). При этом законодательство не возлагает обязанность на указанных лиц по ведению учета доходов и расходов, а также представлению налоговой отчетности.
Перечень дополнен такими видами деятельности как ремонт часов, обуви; ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика; сборка мебели; настройка музыкальных инструментов; распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов; производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика; штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов; оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере; парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру;
Также Указом предоставляется право физическим лицам осуществлять реализацию на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и мучных кондитерских изделий (далее – реализация хлебобулочных и мучных кондитерских изделий).
Предлагаемые виды деятельности в настоящее время не требуют наличия специального разрешения (лицензии). По мере наработки навыков в самостоятельном осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, физическое лицо в дальнейшем вправе расширить свою деятельность, зарегистрировавшись в качестве субъекта хозяйствования и воспользовавшись правом найма наемных лиц.
Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»
Вступает в силу с 12 января 2018 года.
Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» (далее - Указ) разработан в целях дальнейшего развития ремесленной деятельности, создания условий для повышения самозанятости населения, сохранения народных ремесленных традиций, обеспечения легализации и развития отношений в данной сфере.
Одним из наиболее существенных изменений является расширение мест реализации изготовленных ремесленниками изделий.
Так, физическим лицам, осуществляющим виды ремесленной деятельности, дополнительно предоставляется право реализовывать изготовленные ими товары в помещениях, используемых для их изготовления, с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным), путем доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта.
Справочно: Ранее устанавливалось, что физические лица, были вправе реализовывать изготовленные ими товары на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, а также на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Расширяются возможности для кузнецов - снимаются введенные в 2010 году ограничения на изготовление в рамках ремесленной деятельности калиток и каминных решеток.
В связи с многочисленными обращениями граждан упрощается такой вид деятельности, как изготовление изделий в лоскутной технике.
Убирается требование к осуществлению данного вида деятельности путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности (из ткани, кожи или иных материалов).
Значительно расширен перечень изделий ручной работы, которые физические лица смогут изготавливать в рамках осуществления ими ремесленной деятельности указанием на кухонный инвентарь, интерьерные куклы, кошельки, браслеты, вазы, горшки и кашпо для цветов, пасхальные яица-писанки, сувениры на магнитной основе, обложки, чехлы для телефона, планшета и очков, свадебные аксессуары (подушечки и подставки для свадебных колец, подвязки для невесты, бутоньерки, бонбоньерки, банкетные карточки, открытки, конверты, приглашения, перчатки, веера, сумочки для невесты, галстуки-бабочки, корзиночки, интерьерные слова, украшения на автомобиль).
При этом снимается указание на перечень материалов, из которых эти изделия можно изготовить (за исключением материалов, не разрешенных к использованию в ремесленной деятельности, установленных подпунктом 1.6 Указа № 225), что позволит учесть пожелания физических лиц в использовании ими при изготовлении ремесленных изделий соленого теста, искусственного меха, сухоцветов и других материалов, не разрешенных к использованию в ремесленной деятельности в настоящее время.
С целью сохранения народных ремесленных традиций вводится такой вид деятельности, как «изготовление национального белорусского костюма (его деталей, с сохранением традиционного кроя и вышивки)».
Данные нововведения привлекут в ремесленничество определенную часть физических лиц, осуществляющих свою деятельность без официальной регистрации, позволять изготавливать в рамках ремесленничества новые наименования товаров, актуальные и востребованные населением.
Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма»
Вступает в силу с 12 января 2018 года.
Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма» (далее – Указ № 365) усовершенствованы правила осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма.
Справочно:
Агроэкотуризм - деятельность, направленная на ознакомление агроэкотуристов с природным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха, оздоровления, временного пребывания в агроэкоусадьбах.
В настоящее время правила осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».
Указом № 365 уточнен перечень видов услуг, предоставляемых субъектами агроэкотуризма. К таким услугам отнесены:
- предоставление комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов. При этом установлены требования к агроэкоусадьбе;
- обеспечение агроэкотуристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства);
- ознакомление агроэкотуристов с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями соответствующей местности, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий;
- проведение презентаций, юбилеев, банкетов;
- оказание услуг бань, саун и душевых;
- катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте;
- предоставление инвентаря для спорта и отдыха;
- транспортное обслуживание агроэкотуристов.
Таким образом, Указом № 365 конкретизирован перечень оказываемых субъектами агроэкотуризма услуг по проведению мероприятий в рамках этой деятельности.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты обязаны:
1) уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
2) направить письменное уведомление с указанием даты начала осуществления такой деятельности в районный исполнительный комитет по установленной форме.
Справочно: В настоящее время сообщение о намерении осуществлять такую деятельность направляется субъектом агроэкотуризма в соответствующий Совет депутатов первичного территориального уровня.
Запрещается осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма:
без уплаты сбора;
без письменного уведомления районного исполнительного комитета;
без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма;
причиняющей вред окружающей среде и (или) историко-культурным ценностям, материальным объектам.
Указом № 365 изменены органы, в обязанность которых входит рассмотрение обращений по существу в сфере деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ответственными за рассмотрение обращений в этой сфере определены:
на местном уровне - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты; отделы образования, спорта и туризма местных администраций районов в городах; отделы образования, спорта и туризма районных исполнительных комитетов; отделы образования, спорта и туризма городских исполнительных комитетов (в городах областного подчинения);
на вышестоящем уровне - главные управления, управления (отделы) спорта и туризма областных, Минского городского исполнительных комитетов; Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.
Ранее такая обязанность была возложена на налоговые органы.
Таким образом, по заявительному принципу без излишних административных барьеров, в частности, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, законодательство позволяет гражданам Республики Беларусь осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на территории сельской местности, в том числе проводить презентации, юбилеи, банкеты, оказывать услуги бань, саун и т.п.
Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»
Вступил в силу с 1 января 2018 г.(за исключением отдельных положений).
16 октября 2017 г. Главой государства подписан Указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее - Указ № 376).
Указом № 376 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510).
В свое время Указ № 510 издавался именно с целью оградить субъектов предпринимательства от необоснованных проверок. Но наличие чрезмерной заурегулированности хозяйственной деятельности, значительного количества проверяющих органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, а также многочисленные изменения и дополнения, вносимые в данный документ, не смогли сформировать в Республике Беларусь благоприятную среду при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности.
Поэтому требование Главы государства о минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства нашли свое отражение в Указе № 376.
Совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности будет способствовать следующие нижеперечисленные нововведения:
Согласно Указу № 376 полномочиями на осуществление государственного контроля (надзора) с 1 января 2018 г. будут наделены только государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора).
- изменены формы контроля (надзора);
Справочно: После вступления в силу Указа № 376 государственный контроль (надзор) будет осуществляться только в формах:
- выборочных проверок;
- внеплановых проверок;
- мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
- мер профилактического и предупредительного характера, к которым относятся:
- проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
- проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
- информирование субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
- проведение семинаров, круглых столов и другого.
При этом сохраняется общественный контроль. В его рамках проверки в случаях и порядке, установленных законодательными актами, могут осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры.
- упразднены плановые проверки;
Справочно: Указом № 376 предусмотрен уход от системы плановых проверок. Вместо них будут осуществляться выборочные проверки при условии их включения в план выборочных проверок, формирование которого возложено на Комитет государственного контроля.
- изменен порядок назначения и проведения внеплановых проверок;
Справочно: Существенные изменения коснулись порядка назначения и проведения внеплановых проверок.
1. Ограничен круг вопросов, которые могут быть проверены в рамках внеплановой проверки.
2. Ограничена периодичность проведения внеплановых проверок.
В соответствии с ч. 2 п. проведение нескольких внеплановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года контролирующим (надзорным) органом, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) допускается только по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля (его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей, начальников управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по областям, по Минской области и г. Минску), Генерального прокурора (его заместителей, прокуроров областей, г. Минска), а также руководителями иных контролирующих (надзорных) органов либо одним из уполномоченных ими заместителей (исключение дополнительных проверок).
3. Ограничены полномочия на назначение внеплановых проверок.
4. Сокращены основания для назначения внеплановых проверок.
- вводится принцип презумпции невиновности проверяемого субъекта и дополнительные гарантии его деятельности;
Это означает, что:
- проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное;
- в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта;
- проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.
- в защиту своих прав каждое лицо имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что такие решения или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.
- установлена административная ответственность за совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок;
Справочно: Невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала) либо нарушение установленного порядка назначения проверки, в том числе ее необоснованное назначение, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.
- устанавливается требование использования чек-листов всеми государственными органами (организациями), осуществляющими надзор в форме проверок, за исключением органов прокуратуры;
- вводится централизованный учет формирования предписаний на проведение проверок и их регистрации в рамках интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь;
- ряд государственных органов (их структурных подразделений), иных организаций и ряд сфер их контрольной (надзорной) деятельности исключены из перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки.
В результате оптимизации названного перечня полномочия на проведение проверок утратит треть контролеров, а число сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти вдвое.
- предусматривается создание при Комитете государственного контроля Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности.
Справочно: Основной задачей совета будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в стране и разработка предложений по повышению эффективности деятельности государственных органов и иных организаций, реализующих функции контроля (надзора).