Защита прав потребителей

15 марта в Республике Беларусь традиционно отмечается праздничный день - День потребителя (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь»).

Ежегодно государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) определяют тематику Дня потребителя. В 2024 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 января 2024 г. № 2 «О тематике совместных мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2024 году»).

Тема «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.

В рамках проведения 15 марта 2024 года Дня потребителя в Республике Беларусь под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» Гомельским городским исполнительным комитетом в режиме с 8.30 до 13.00 с 14.00 до 17.30 час. организована «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей:

- в сфере торговли консультации предоставляются по телефону 34-77-35 - главным специалистом управления торговли и услуг горисполкома Шеверневой Екатериной Николаевной;

- в сфере бытовых услуг консультации предоставляются по телефону 34-77-58 - главным специалистом управления торговли и услуг горисполкома Тарасенко Натальей Васильевной;

- в сфере общественного питания консультации предоставляются по телефону 34-77-64 - главным специалистом управления торговли и услуг горисполкома Дубиковой  Людмилой Владимировной.

Пресс-релиз «О работе Гомельского городского исполнительного комитета в сфере защиты прав потребителей»

Часто задаваемые вопросы



Уважаемые потребители, в соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» местные исполнительные и распорядительные органы оказывают досудебную помощь по вопросам защиты прав потребителей посредствам рассмотрения обращений потребителей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц.

Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают обращения по первой инстанции в досудебном порядке.

Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498  «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» установлено, что  обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее, если не указано иное, - обращения) независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию (далее, если не указано иное, - организация) они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах.

Обращаем Ваше внимание, что изначально по вопросам защиты прав потребителей необходимо обращаться в местные исполнительные  и распорядительные органы по месту нахождения объекта розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, либо по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае приобретения товара ненадлежащего качества  посредством интернет-магазина.

Перечень общественных объединений потребителей, осуществляющих защиту прав потребителей на территории города Гомеля:

Гомельская городская организация общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей»

Председатель
Бешенко
Людмила Ивановна
+375 (29) 630-29-68

Ул. Ирининская, д. 21Б,
каб 3-4, 246050, г. Гомель
т. 33-95-52
e-mail: mazurka63@mail.ru

Гомельское городское общественное объединение «Правовая помощь потребителю»

Абрамов
Юрий Григорьевич
тел. +375 (25) 501-58-03

ул. 8-я Иногородняя, 2г, 246025, г. Гомель,
тел. +375-25-501-58-03
е-mail: gomel.potrebitel@mail.ru  

Гомельское городское общественное объединение «Защита прав потребителя»

Председатель
Старостенко Наталья Алексеевна
+375 (29) 354-10-75

пр. Октября, д. 23, ком. 5, 246029, г. Гомель
т. 25-53-26

Вниманию потребителей и субъектов хозяйствования об общественной защите прав потребителей.

Работники общественных объединений потребителей вправе консультировать потребителей по вопросам защиты их прав, обращаться по поручению потребителей с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации), обращаться в суд с иском о защите прав потребителей, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителей (далее – осуществлять действия по защите прав потребителей) только при наличии у таких работников свидетельства об аттестации (пункт 3 статьи 48 Закона Республики Беларусь  от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Общественные объединения потребителей осуществляют действия по защите прав потребителей на основании договора безвозмездного оказания услуг, заключенного с потребителем в письменной форме (пункт 1 статьи 48 Закона).

Общественные объединения потребителей не вправе обусловливать оказание услуг по защите потребителя обязательным вступлением данного гражданина в члены общества, оказанием благотворительной помощи обществу либо перечислением денежных средств в целях оплаты их услуг.

Информации об общественных объединениях потребителей, специалисты которых вправе оказывать консультативную помощь по вопросам защиты прав потребителей, сведения о которых включены в Реестр свидетельств работников общественных объединений потребителей, размещенный на интернет-сайте МАРТ (http://www.mart.gov.by/activity/zashchita-prav-potrebiteley/obshchestvennye-obedineniya-potrebiteley/reestr-svidetelstv-rabotnikov-obshchestvennykh-obedineniy-potrebiteley/).

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить у следующих специалистов Гомельского городского исполнительного комитета:

Сфера деятельности

Должностное лицо

Контакты

Торговля

Шевернева Екатерина Николаевна
главный специалист сектора организации торговли, лицензирования отдельных видов деятельности управления торговли и услуг горисполкома

тел. 34-77-35
каб. № 102

Общественное питание

Дубикова Людмила Владимировна
главный специалист отдела товарных ресурсов, общественного питания и платных бытовых услуг управления торговли и услуг горисполкома

тел. 34-77-64
каб. № 109

Бытовое обслуживание

Тарасенко Наталья Васильевна
главный специалист отдела товарных ресурсов, общественного питания и платных бытовых услуг управления торговли и услуг горисполкома

тел. 34-77-58
каб. № 105

Городской транспорт, жилищно-коммунального хозяйство

Токаренко Денис Константинович
заместитель начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства горисполкома

тел. 33-22-72
каб. № 226

Туризм

Сивый Дмитрий Владимирович
главный специалист отдела спорта и туризма горисполкома

тел. 50-78-60
каб. № 119

Физическая культура и спорт

Гольник Алеся Викторовна
главный специалист отдела спорта и туризма горисполкома

тел. 50-78-60
каб. № 119

Образование

Резник Елена Валерьевна
главный специалист сектора учебной работы управления образования горисполкома

тел.51-34-97, 
каб. № 223

Проведение культурно-массовых мероприятий

Малиновская-Усова Татьяна Геннадьевна
заместитель начальника отдела культуры горисполкома

тел.53-61-14
каб. № 212

Работа средств массовой информации

Баркова Елена Валерьевна
начальник отдела идеологической работы управления идеологической работы и по делам молодежи горисполкома

тел.53-93-68
 каб. № 233

Строительство

Жевнова Екатерина Валерьевна
заместитель начальника отдела строительства горисполкома

тел. 32-94-08
каб. 213

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с нормами Закона действие Закона «О защите прав потребителей» его действие  распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.

В случае, если продавцом товара выступает физическое лицо, например в социальных сетях, то действие Закона на данные правоотношения не распространяются. Споры, вытекающие из отношений между физическими лицами, разрешаются в судебном порядке.

Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 935 «О некоторых мерах по защите прав потребителей» 

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 ноября 2018 г. № 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» 

Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров 

Памятка потребителю при покупке непродовольственных товаров 

О правах потребителей при обнаружении недостатков в технически сложных товарах 

Права потребителей при выполнении работ либо оказании услуг 

Вопрос-ответ Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь 

Сроки удовлетворения требований потребителей (вопрос-ответ) 

Образцы претензий 

Образцы исковых заявлений 

Правила бытового обслуживания потребителей

Плакат «О правах потребителей»

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ

Памятка при приобретении мобильных телефонов

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ «Оплата товаров»

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ: особенности осуществления покупок в интернет-магазине

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ «Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР»

Алгоритм действий потребителя при приобретении некачественной продукции