Защита прав потребителей
15 марта в Республике Беларусь традиционно отмечается праздничный день - День потребителя (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь»).
Ежегодно государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) определяют тематику Дня потребителя. В 2024 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 января 2024 г. № 2 «О тематике совместных мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2024 году»).
Тема «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
В рамках проведения 15 марта 2024 года Дня потребителя в Республике Беларусь под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» Гомельским городским исполнительным комитетом в режиме с 8.30 до 13.00 с 14.00 до 17.30 час. организована «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей:
- в сфере торговли консультации предоставляются по телефону 34-77-35 - главным специалистом управления торговли и услуг горисполкома Шеверневой Екатериной Николаевной;
- в сфере бытовых услуг консультации предоставляются по телефону 34-77-58 - главным специалистом управления торговли и услуг горисполкома Тарасенко Натальей Васильевной;
- в сфере общественного питания консультации предоставляются по телефону 34-77-64 - главным специалистом управления торговли и услуг горисполкома Дубиковой Людмилой Владимировной.
Пресс-релиз «О работе Гомельского городского исполнительного комитета в сфере защиты прав потребителей»
Уважаемые потребители, в соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» местные исполнительные и распорядительные органы оказывают досудебную помощь по вопросам защиты прав потребителей посредствам рассмотрения обращений потребителей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц.
Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают обращения по первой инстанции в досудебном порядке.
Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» установлено, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее, если не указано иное, - обращения) независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию (далее, если не указано иное, - организация) они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах.
Обращаем Ваше внимание, что изначально по вопросам защиты прав потребителей необходимо обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения объекта розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, либо по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае приобретения товара ненадлежащего качества посредством интернет-магазина.
Перечень общественных объединений потребителей, осуществляющих защиту прав потребителей на территории города Гомеля:
Гомельская городская организация общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» |
Председатель |
Ул. Ирининская, д. 21Б, |
Гомельское городское общественное объединение «Правовая помощь потребителю» |
Абрамов |
ул. 8-я Иногородняя, 2г, 246025, г. Гомель, |
Гомельское городское общественное объединение «Защита прав потребителя» |
Председатель |
пр. Октября, д. 23, ком. 5, 246029, г. Гомель |
Вниманию потребителей и субъектов хозяйствования об общественной защите прав потребителей.
Работники общественных объединений потребителей вправе консультировать потребителей по вопросам защиты их прав, обращаться по поручению потребителей с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации), обращаться в суд с иском о защите прав потребителей, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителей (далее – осуществлять действия по защите прав потребителей) только при наличии у таких работников свидетельства об аттестации (пункт 3 статьи 48 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Общественные объединения потребителей осуществляют действия по защите прав потребителей на основании договора безвозмездного оказания услуг, заключенного с потребителем в письменной форме (пункт 1 статьи 48 Закона).
Общественные объединения потребителей не вправе обусловливать оказание услуг по защите потребителя обязательным вступлением данного гражданина в члены общества, оказанием благотворительной помощи обществу либо перечислением денежных средств в целях оплаты их услуг.
Информации об общественных объединениях потребителей, специалисты которых вправе оказывать консультативную помощь по вопросам защиты прав потребителей, сведения о которых включены в Реестр свидетельств работников общественных объединений потребителей, размещенный на интернет-сайте МАРТ (http://www.mart.gov.by/activity/zashchita-prav-potrebiteley/obshchestvennye-obedineniya-potrebiteley/reestr-svidetelstv-rabotnikov-obshchestvennykh-obedineniy-potrebiteley/).
КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить у следующих специалистов Гомельского городского исполнительного комитета:
Сфера деятельности |
Должностное лицо |
Контакты |
Торговля |
Шевернева Екатерина Николаевна |
тел. 34-77-35 |
Общественное питание |
Дубикова Людмила Владимировна |
тел. 34-77-64 |
Бытовое обслуживание |
Тарасенко Наталья Васильевна |
тел. 34-77-58 |
Городской транспорт, жилищно-коммунального хозяйство |
Токаренко Денис Константинович |
тел. 33-22-72 |
Туризм |
Сивый Дмитрий Владимирович |
тел. 50-78-60 |
Физическая культура и спорт |
Гольник Алеся Викторовна |
тел. 50-78-60 |
Образование |
Резник Елена Валерьевна |
тел.51-34-97, |
Проведение культурно-массовых мероприятий |
Малиновская-Усова Татьяна Геннадьевна |
тел.53-61-14 |
Работа средств массовой информации |
Баркова Елена Валерьевна |
тел.53-93-68 |
Строительство |
Жевнова Екатерина Валерьевна |
тел. 32-94-08 |
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с нормами Закона действие Закона «О защите прав потребителей» его действие распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.
В случае, если продавцом товара выступает физическое лицо, например в социальных сетях, то действие Закона на данные правоотношения не распространяются. Споры, вытекающие из отношений между физическими лицами, разрешаются в судебном порядке.
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»
Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров
Памятка потребителю при покупке непродовольственных товаров
О правах потребителей при обнаружении недостатков в технически сложных товарах
Права потребителей при выполнении работ либо оказании услуг
Вопрос-ответ Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Сроки удовлетворения требований потребителей (вопрос-ответ)
Правила бытового обслуживания потребителей
Плакат «О правах потребителей»
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ
Памятка при приобретении мобильных телефонов
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ «Оплата товаров»
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ: особенности осуществления покупок в интернет-магазине
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ «Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР»
Алгоритм действий потребителя при приобретении некачественной продукции